Администрация муниципального района «Мещовский район» Калужской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Мещовский центр диагностики и консультирования»
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
"02"09.2024 г.,
протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
коррекционно - развивающей направленности
«ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ»
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации программы: 1год
Автор-составитель
программы:
Данилкина Я.Н.
педагог-психолог
г. Мещовск, 2024г.
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете учреждения.
Председатель педагогического совета
«2» сентября 2024г.
Подпись
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025
Корягина Г.С.
ФИО
РАЗДЕЛ 1.
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций
происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир
– основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка:
эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование, единство эмоционального и
интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм
деятельности.
Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы
необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания,
развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только
его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции,
нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо
развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть
внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
Сегодня у большинства детей есть проблемы, связанные со сферой личностных
образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих –
неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться,
пассивность или импульсивность и многое другое.
Направленность программы: предназначенная для развития и коррекции эмоциональноволевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют
элементы сказкотерапии, упражнений, игр. Представленная программа составлена на
основании анализа подходов к развитию личности детей.
Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации-русский.
Перечень нормативных документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобр науки
России от19.12.2014г. №1598);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- ФЗ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность программы
обучающиеся
приобретают
черты большей
индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все
сферы деятельности обучающегося. От того, насколько он умеет правильно понять
эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом
зависит успешность межличностных отношений. Часто обучающиеся
не умеют
контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы
является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.
Отличительные особенности с раннего возраста необходимо укреплять психику
ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать
невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные
переживания. Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при
реализации ДООП-организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе.
Новизна программы данной программы состоит в том, что в ней нет
«классического» разделения на блоки. Каждая тема корректируется и отрабатывается
сразу в нескольких направлениях: социальном, личностном и эмоциональном. По нашему
мнению, такая форма работы позволяет более глубоко понятно для обучающегося
раскрыть каждую тему и отработать ее с разных сторон.
Педагогическая целесообразность
1.Проективная методика «Несуществующее животное».
2.Тест «Лесенка».
3.Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
4.Исследование социальных контактов – Социометрия.5.Методика «Силуэт человека» Л.
5.Лебедевой на эмоциональное состояние.
6.Экспресс-диагностика уровня развития обучающихся.
Адресат программы программа включает в себя 72 занятия. Занятия проводятся в
форме упражнений, игр, продолжительностью 30 минут. Программа данного
курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся и
рассчитана на 1 год обучения.
Объём программы 72 часа.
Сроки освоения программы 1 год
Режим занятий индивидуальная
Формы обучения очная
Форм организации образовательной деятельности групповая
Формы проведения занятий: теоретические, практические.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – это развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
1.Познакомить обучающихся с основными эмоциями - радость, удивление, грусть,
гнев (злость), страх, стыд.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы обучающегося.
3.Учить обучающихся распознавать эмоциональные проявления других людей по
различным признакам (мимике, интонации и пр.).
4.Дать обучающимся понятие о разделении эмоций на положительные и
отрицательные.
5.Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств,
есть плохие поступки).
6.Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально
приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
7.Помочь обучающимся отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх,
гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
8.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства,
настроения.
9.Формировать умение устанавливать контакты.
10.Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
11.Развивать умение слушать и понимать других.
12.Формировать позитивное отношение к другим.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
Раздел,
тема
Количество
часов
I
II
Знакомство
Диагностика
2
2
III
Коррекция и
развитие
60
Консультация
Подведение
итогов
ИТОГО
(всего занятий)
IV
V
4
4
72
В том числе
Форма контроля
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических практических диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
1
1
тестирование
1
1
Проективные
методики,
анкетирование
16
44
Наблюдение,
упражнения,
рефлексия,
беседа
2
2
анкетирование
2
2
тестирование
22
50
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. « Динамическое занятие».
Цель: выяснить уровень развития обучающимся.
Элементы содержания: Экспресс-диагностика уровня развития.
Тема 2. «Создание благоприятного эмоционального фона».
Цель: Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы.
Элементы содержания: Я-волшебник.
Тема 3. «Мое имя».
Цель: Формировать позитивное отношение к своему «Я»
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 4. «Удивительный мир эмоций и чувств».
Цель: Развивать умения правильно выражать свои чувства.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 5. «Доверие».
Цель: Учить распознавать эмоции злости, обучать приемам регуляции и саморегуляции.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 6. «Тайна моего Я».
Цель: Заинтересовать, настроить на занятие. Принятие имени, самоуважения.
Элементы содержания: Беседа.
Тема 7. «Волшебный сон».
Цель: Выход негативных эмоций посредством игр.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 8. «Мое настроение»
Цель: Развитие внимания наблюдательности.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 9. «Наши чувства».
Цель: Создание непринужденной психологической остановки.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 10. «Хорошие и плохие чувства»
Цель: закрепление знаний об эмоциях и чувствах.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 11. «Я и мой гнев».
Цель: Создание условий для обращения к личному опыту агрессии.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 12. «Мои эмоции».
Цель: Создание условий для обращения к телесному опыту переживания эмоций.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 13. «Чувства «полезные» и «вредные».
Цель: создание условий для анализа.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 14. «Нужно ли управлять своими эмоциями?»
Цель: Создание условий для анализа необходимости управления .
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 15. «А что они обо мне подумают?»
Цель: создание условий для обращения к собственному страху оценки самооценочным
страхам.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 16. «Я-наблюдатель».
Цель: создание условий для анализа межличностных признаков эмоций как средства их
распознавания.
Элементы содержания: Ритуал приветствия.
Тема 17. «Как справиться со злостью».
Цель: создание условий для обращения к личному опыту агрессии. Элементы содержания:
Ритуал приветствия.
Тема 18. «Обида».
Цель: создание условий для осознания психологической природы обиды.
Тема 19. «Как простить обиду».
Цель: Создание условий для осознания психологической природы обиды и возможностей
е разрядки.
Тема 20. «Ах, в чем я виноват».
Цель: создание условий для понимания психологического содержания чувств вины и
стыда.
Тема 21. «Я и мои поступки».
Цель: Создание условий для обращения к личному опыту.
Тема 22. «Я постараюсь».
Цель: Создание условий для обращения к личному опыту.
Тема 23. «Я и другие».
Цель: Создание условий для развития навыков выражать и принимать комплементы.
Тема 24. «Правила дружбы».
Цель: Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях
межличностного взаимодействия.
Тема 25. «Тренировка –высказывания».
Цель: создание условий для закрепления навыков формирования «Я-высказываний».
Тема 26. «Язык общения».
Цель: Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально- личностной
сферы в режиме развивающей психодиагностики.
Тема 27. «Язык общения» (продолжение).
Цель: Проектная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Тема 28. «Язык общения» (закрепление).
Цель: общения опыта и знаний о эмоциональных появлениях в общении.
Тема 29. «Страх оценки».
Цель: создание условий для общения к собственному страху.
Тема 30. «Диагностическое занятие».
Цель: выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сферы.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной
стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей
оказывать различное воздействие:
1.Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире,
освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2.Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях,
чувствах и переживаниях.
3.Функциональная
музыка
(для
слабослышащих
обучающихся).
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной
напряжённости, переключает внимание.
4.Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности.
Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5.Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение
тревожности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Предполагается, что в процессе реализации программы, знания, полученные
детьми на занятиях, дадут представление об искусстве человеческих взаимоотношений.
Благодаря специально разработанным и адаптированным играм и упражнениям у детей
сформируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе,
окружающим, сверстникам, они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для
адекватного поведения в обществе, помогут более успешной социализации.
РАЗДЕЛ 2.
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОНН-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 Календарный учебный график
Год
Дата
Количество
обучения
Дата начала окончания учебных
(уровень) занятий
занятий
недель
1
год
31
мая 36
обучения
2024г.
15 сентября
Количество
Количество учебных
учебных дней часов
72
72 часа два
раза в
неделю
Форма
занятия
индивидуал
ьная
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методические
особенности
организации
образовательного
процесса
Программа коррекции и развития социально-эмоциональной
сферы детей». Занятия строятся на материале, близком и понятном
детям, связанном с актуальными для них
проблемами.
Психологические занятия по развитию общения со
сверстниками выполняют и компенсаторную
функцию, восстанавливая позитивную окрашенность
отношений детей с окружающим миром, снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в
ладу с самим собой и окружающими людьми.
Программа рассчитана на 72 часа 2 раза в неделю.
Программа предусматривает
вариативность продолжительности занятий: возможно
прохождение как одного цикла. Занятия проводятся в
индивидуальной форме
Длительность занятий: 30- минут.
Методы обучения и Обучение практическое
воспитания
Педагогически
групповое
технологии
Дидактические
Специально организованная среда
материалы
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные).
Работа с книгой.
Диагностика и контроль.
Методические
Тренинги
разработки
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые
Релаксационные упражнения
Работа с книгой
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Время проведения Цель проведения
Форма проведения
Начальный или входной контроль
В начале учебного
Определение уровня развития учащихся,
Беседа,
упражнение,
года
их способностей
дидактические и развивающие
игры.
Текущий контроль
В
начале
всего
Определение
степени
усвоения
Педагогическое
наблюдение,
учебного года
обучающимися учебного материала.
упражнение, беседа
Определение
готовности
детей
к
восприятию
нового
материала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности
обучающихся
в
обучении. Выявление отстающих и
опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного
Определение изменения уровня развития
Беседа, итоговое занятие
года
детей, их творческих способностей.
Ориентирование
обучающихся
на
дальнейшее обучение.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Каждое занятие может включать в себя следующие типы работы: рассказ педагога-психолога,
игра, упражнения, беседа, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, чтение
специально подобранных текстов и «психологических сказок» и др.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные
составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и
коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.:
Речь, 2012. – 256 с.
2. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.учеб. заведений/ И. В.
Дубровина, Е. Е. данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.// – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
3. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.
В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.:
Издательский центр «Академия», 2014. — 480 с.
4. Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам
семьи // Дефектология. 2012. №6.
5. Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и
сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.:
Книголюб, 2015. – 208 с. (Развитие и коррекция.)
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2005.
7. Бондарчук Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип/ Е.
И. Бондарчук , Л. И. Бондарчук. - К.: МАУП, 2002. — 168 с.
8. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для
студ. вузов. 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – 456